Загрузка

О картриджах к фильтрам-кувшинам

Фильтры-кувшины появились на российском рынке в лихие девяностые и держатся на нем до сих пор несмотря на активное наступление проточников. Стали завсегдатаями полок всех известных гипер- супер- мини- и прочих маркетов, обычной и привычной деталью кухонных интерьеров.

Производители вовсю экспериментируют с их формой, цветом деталей и вообще внешним видом. Даже декоративную шлифовку применяют. Весьма разнообразен функционал крышек — тут и откидывающиеся оконца и сдвигающиеся решеточки и вращающиеся колесики календариков и электронные таймеры — на любой взыскательный вкус.

А что же с сердцем фильтра-кувшина — фильтроэлементом? На первый взгляд картриджи тоже очень разнообразны — цилиндриками, кирпичиками, побольше, поменьше, вставляются, вворачиваются... Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что полет фантазии производителей здесь не такой уж безудержный и вписывается во вполне определенные рамки.

Как правило, в комплектацию кувшинов любой торговой марки входит вариант, обеспечивающий базовую доочистку муниципальной воды. То есть освобождающий воду от того, с чем не справились (или что в неё добавили) очистные сооружения Горводоканалов, а именно: остаточного свободного хлора и его органических соединений; нефтепродуктов и ионов тяжелых металлов; пестицидов и гербицидов. Ну и от того, чего вода успела набраться, путешествуя от очистной станции к нашему крану по многострадальным водопроводным трубам.

Со всем этим перечисленным хорошо справляется активированный уголь, сырьем для изготовления которого послужила скорлупа кокосовых орехов. Им любой базовый фильтроэлемент и наполнен, независимо от того какой он фирмы, формы и размера. Плюс некоторое количество ионообменной смолы. Аквафор в своих фильтрах использует еще собственную разработку — волокнистый материал Аквален, Гейзер свою — Каталон, тоже волокнистый. В качестве бактериостатика добавляют серебро — либо в ионной форме либо напыленным на часть объема угля. Воду эта добавка никоим образом не обеззараживает, но сам фильтроэлемент от развития в нем микрофлоры предохраняет на протяжении 2-3 месяцев.

Казалось бы — чего лучшего и желать? Однако, конкуренция вынуждает производителей бороться за кошельки покупателей и придумывать чего бы еще такого добавить в фильтроэлемент, чтобы было круто и зачетно. Первым делом, конечно, выпускают умягчающий, с увеличенным содержанием ионообменной смолы. Объем угля при этом, разумеется, уменьшается, но не критично — уголь сорбент емкий, тем более кокосовый. Зато появляется видимый результат — в течение пары недель (а то и трех-четырех) чайник радует хозяйку отсутствием плавающих хлопьев карбоната кальция, в просторечии называемого накипью. Естественно, что на большее возможностей столь малого количества смолы не хватает. Тех, кто судит о качестве очистки именно по отсутствию накипи, появление её серьезно мотивирует на покупку нового фильтроэлемента.

О мотивации заменить фильтроэлемент стоит упомянуть особо. Руководствоваться принципом «ну а зачем — течет же...» не следует, дольше трех месяцев ни один из кувшинных сменников не продержится, даже если воды пропустил через себя немного. Скрупулезно высчитывать отфильтрованные литры быстро надоедает. Остается или положиться на рекомендации производителя, например на «индикатор ресурса», коим оборудована приобретенная модель (обычно это просто таймер разной степени наворочанности), или оценить средний объем своего ежедневного потребления и рассчитать собственный индивидуальный срок использования, исходя из заявленного производителем ресурса, но не дольше трех месяцев. Ну и стараться его придерживаться.

Еще вариант — фильтроэлемент обезжелезивающий. С добавкой изрядной порции специального материала. По большей части собирает на себя ржавчину, то есть железо уже окисленное и нерастворимое, однако способен и остатки растворенного из воды подобрать. С большой концентрацией растворенного железа эта порция ионообменника, конечно, не справится, но когда по железу в воде серьезное превышение ПДК (такое не редкость в индивидуальных скважинах), то для его устранения обычно пользуются не только кувшинами.

Фильтроэлемент минерализующий. Казалось бы чего такого в воде нету, чтобы была нужда добавлять — там чуть ли не вся таблица Менделеева. Оказывается не вся, фтора и йода, например, не хватает. Усваиваются из воды хорошо, однако в достаточном количестве мало где встречаются. Отладить дозирование йода не удалось, а вот со фтором у Барьера всё получилось и долгое время этот картридж числился единственным добавляющим. Пока не настала мода на магний. До её наступления наличие в воде магния никого особо не заботило, он из неё весьма плохо усваивается, а жесткость обуславливает наряду с кальцием. Так что нуждающимся в магнии врачи просто прописывали препараты, содержащие его в форме цитрата, малата, аспартата, оротата или лактата, то есть солей органических кислот. С недавних пор производители фильтров решили внести в дело обеспечения населения магнием и свой скромный вклад — в линейке картриджей появились новинки, содержащие сей действительно важный для организма элемент. Аквафор добавляет его в составе доломита (т. е. в виде неорганической соли — карбоната), Барьер на этот счет уточнений никаких не делает, но смело рекомендует обогащенную магнием воду детям дошкольного и школьного возраста.

И, наконец, фильтроэлемент обеззараживающий. Тоже не столь давнее нововведение, ставшее возможным с развитием технологии изготовления ультрафильтрационных мебран. Поры ультрафильтрационных мембран мельче 0,1 мкм, задерживают практически всю микрофлору — и бактерии, и путешествующие на мелких частицах вирусы. Хотя общая площадь поверхности заполняющих половину объема кувшинного фильтроэлемента мембран весьма велика, все же режим фильтрации буквально капельный. Зато производители гарантируют, что воду можно пить без кипячения независимо от того, из какого источника она попала в воронку кувшина. А Аквафор даже выпускает специальную модель кувшина с насосом, нагнетающим дополнительное давление.

Вот и всё разнообразие. Остается запомнить, что:

Теги